> Оптиковолоконное освещение

 

Что такое свет?


 

Свет - это электромагнитное излучение, невидимое для глаза. Свет становится видимым при столкновении с поверхностью. Цвета образуются из волн разной длины. Все цвета вместе образуют белый свет. При преломлении светового луча в призме или капле воды весь спектр цветов становится видимым, например, радуга. Глаз воспринимает диапазон т.н. видимого света, 380 - 780 нм, за пределами которого находятся ультрафиолетовый (УФ) и инфракрасный (ИК) свет.

Глаз хорошо приспособлен к встречающимся в природе большим колебаниям освещения, таким как, свет луны = 1 люкс, яркий свет солнца = 100 000 люкс. При искусственном освещении нам приходится, как правило, довольствоваться меньшими колебаниями, такими как, общее освещение ок. 1 - 200 люкс, рабочее освещение 200 - 2000 люкс (для офисного освещения рекомендуется не менее 500 люкс).

Видение

Видение основывается на свете, глаз любопытен, он ищет света, чтобы видеть. Из всей информации мы принимаем 80% через глаза. Поэтому можно сказать, что свет всегда о чем-то повествует. При входе в помещение, наш взгляд обходит его под руководством света, и он рассказывает нам о помещении, его формах, цветах, архитектуре, интерьере, предметах декорации и т.д. При хорошем освещении глазу легко и приятно видеть.

 

Световое оформление интерьера

Когда искусственное освещение получило широкое распространение, стало принятым вывешивать одну лампу в потолке посередине помещения. Это редко, однако, бывает лучшим способом освещения помещения. При этом освещении комната выглядит маленькой, поскольку свет сосредотачивается в центре комнаты, а на стены падает мало света. Поскольку человек по природе стремится к свету, все функции скапливаются также в центре комнаты. Поэтому выгоднее распределить освещение по нескольким точкам в зависимости от функций помещения и осветить его также по контуру, создавая тем самым уют.

Помещение обогащает также подсветка отдельных деталей. Оптимальное освещение требует нескольких светильников. По сравнению с внешним видом подчеркивается значение световых характеристик светильников. Красивые светильники будут и в дальнейшем играть важную роль в освещении, но доля светильников, встраиваемых в технические конструкции, будет увеличиваться, поскольку свет и освещение являются основным элементом в создании в помещении атмосферы. Хорошее освещение позволяет также менять атмосферу в помещении. Это осуществляется средствами управления освещением или выбором светильников. Помещение освещается, например, светильниками типа общего освещения: торшер с абажуром, настольная лампа с абажуром, потолочный светильник с рассеянным излучением, бра и т.д.

Это освещение можно охарактеризовать словами: ласковое, мягкое, приветливое, почти без тени (пасмурный день).

Или помещение освещается светильниками направленного типа: направленные светильники, ограничивающий потолочный светильник над столом, локальное освещение.
В этом случае о результате можно сказать: жесткий, интересный, захватывающий, возможно и агрессивный и ослепительный, с интенсивным тенеобразованием (солнечный день).

В одном помещении можно использовать разные светильники для создания желаемой атмосферы. При изучении пристрастий, мнения между вышеуказанными примерами разделяются почти пополам, с небольшим превалированием последнего. Это вероятно связано с тем, что при входе в помещение возникает более сильное и яркое первое впечатление. Помещение со светлыми поверхностями легче осветить, и светлое впечатление достигается с меньшим количеством света, чем в темном помещении. При темных поверхностях светильники типа общего освещения не выгодны, легче создать хорошее освещение с помощью направленных светильников. В темном помещении происходит также чаще ослепление, когда глаза, после приспособления к темным поверхностям, сталкиваются с ярким светом.

 

Качество света

С точки зрения видения качественные свойства света часто важнее, чем количественные. Качественные свойства света: не ослепляет - прямое ослепление - косвенное ослепление = блеск - хорошее воспроизведение цвета - блестящий контраст - правильная цветовая температура - не сверкающий свет.

 

Ослепление

В отношении ослепления можно говорить о хороших и плохих люксах. Например, при езде на машине, свет собственных фар - "хорошие люксы", потому что он помогает нам видеть, а свет фар встречной машины - "плохие люксы", поскольку он мешает нам видеть (ослепление). Ослепление не зависит напрямую от количества света, а от разной яркости поверхностей, например, яркое освещение на темной поверхности. Косвенное ослепление имеет место при неправильном направлении поступления света. Чтению журнала может, например, воспрепятствовать блеск, заставляющий изменить положение по отношению к направлению поступления света.

 

Хорошая цветопередача

Степень воспроизведения цвета характеризуется индексом Ra. Индекс Ra у ламп накаливания, к которым относятся также и галогенные лампы, - 100. Спектр у лампы накаливания, так же как и у солнечного света, сплошной. Цветопередача у люминесцентной лампы варьируется в зависимости от качества. Индекс Ra у высококачественных люминесцентных ламп - 90. Индекс Ra лучшей из газоразрядных ламп - металлогалогенной - превышает 80. Хорошее воспроизведение цвета существенно, например, при освещении людей, яркого произведения искусства и т. п.

 

Цветовая температура

Цветовая температура выражается в кельвинах K.
В натуре цветовая температура меняется в зависимости от времени суток: Утренняя и вечерняя заря могут быть весьма теплыми, например, 2500 K, а полуденное небо весьма холодным (синеватым), например, 8000 K. В домашнем освещении применяются обычно источники света теплых тонов, 2700 - 3000 K. На рабочих местах применяются слегка более холодные тона, 3000 - 4000 K.

Примеры цветовых температур: стандартная лампа накаливания ок. 2700 K, галогенная ок. 3000 K, люминесцентные лампы 2700 - 8800 K.
Выбор цветовой температуры имеет существенное влияние на атмосферу в помещении. Если в одном помещении, например, горят одновременно источники света разных цветовых температур, получается сумбурное впечатление. При слабых освещенностях применяются более теплые тона, при сильных - более холодные, как в природе.